1 июля 2025

1. Общее

Привет!

Я, возможно, немного странный человек, но я очень люблю все упорядочивать. Так, в один из вечеров, читая статьи на Habr, в голове начали появляться разные мысли. Если собрать их в одну, то получится следующее: на цифровых площадках так много разной полезной информации, но в большинстве своем она никак не упорядочена, у человека, прочитавшего статью или просмотревшего видео, не появляется общей картины, а это самое важное! Информации в интернете очень много, зачем покупать платный курс, если в бесплатном доступе всё есть.

Так родилась идея: хочу сделать свой курс, собрав его из разных других бесплатных источников, как конструктор Lego.

В этот момент времени мне как раз хотелось освежить и упорядочить всю известную мне информацию об управлении продуктом, а еще расширить имеющиеся знания. Вот так родился этот курс. Добро пожаловать!

Перед тем как я начну что-то рассказывать, хочу дать пару советов, как правильно учиться. Считаю самой эффективной следующую схему:

  1. Выучи всю терминологию по теме. Это твой язык, твоя возможность понимать других и быть понятым.

  2. Выучи всю остальную теорию по теме. К сожалению по-другому не бывает:(

  3. Пункт 2 выполнить сложно без постоянной практики. Как известно, «теория без практики мертва, практика без теории слепа», поэтому практикуйся как можно больше.

  4. Научился сам — объясни другому. Делясь знаниями, сам лучше поймешь материал.

Еще один важный пункт — обращай внимание на суть. На своем карьерном пути ты встретишь кучу разных фреймворков, терминов и требований. Нужно понимать, что это всего лишь обертка, фантик, помогающий стандартизировать требования к кандидатам, сотрудникам, рынку. Всегда смотри в суть! Нужно понимать, что и для чего ты делаешь.

Начало истории

Дождливым осенним вечером ты сидел за ноутбуком, смотрел вакансии на HH. Совсем недавно ты был студентом, мечтавшим об удивительной судьбе и неповторимой жизни, а теперь ты квалифицированный специалист и несколько месяцев не можешь найти работу.

Ты уже было хотел пойти спать, как на глаза бросилась вакансия «Менеджер по продукту в ИТ компанию». «Хм, звучит интересно», подумал ты, отправил отклик и пошел спать с мыслью: «Завтра почитаю, кто же такой менеджер по продукту».

Утром ты проснулся от долгого и нудного звонка телефона.
— Алё?
— Это HR, вы вчера откликнулись на вакансию, можете через 2 часа приехать на собеседование в офис?
— Дааа!?
— Замечательно! Адрес офиса отправлю в телеграмме. До встречи.

«Ну и утро... В голове больше вопросов, чем ответов», — подумал ты и пошел чистить зубы. Прошло два часа. Ты при параде сидишь в переговорке в ожидании нанимающего менеджера. Заходит HR, начинает задавать вопросы. Для тебя это не первое собеседование, ты по традиции начинаешь рассказывать о себе.

Как вдруг залетает в переговорку какой-то мужик лет 30, с бородой, и говорит: «Это новый ПМ?».
— Не знаю, наверное, он только пришел на собеседование, — сказала HR.
— Ну вот, а ты говоришь, не знаешь, как тебя зовут? — быстро спросил странный мужик.
— «Тут твое имя», — ответил ты.
— Знаешь, как управлять продуктом? — вновь спросил этот загадочный мужчина. Неуверенное «Да» у тебя вырвалось с языка.
— Вот и славно, ты нанят! Маша, покажи ему тут всё, — сказал он и захлопнул дверь.

Несколько минут с Машей мы сидели молча, пытаясь понять, что вообще произошло. Первая заговорила она, со вздохом сказала она мне: «Пошли покажу тебе офис и познакомлю с командой».
— А кто это был? — нерешительно спросил я.
— Павел Сергеевич, наш директор, — быстро ответила она.
На этом диалог наш закончился.

За пару часов мы прошли весь офис, получили ноутбук и разные доступы. Настало время знакомиться с командой. Придя в опенспейс, Маша сказала: «Вот тут ты будешь сидеть, а вот команда, в которой ты будешь работать. Знакомься, это Олег, он разработчик, Ваня, он аналитик, и дизайнер Даша».
— Всем привет!, быстро сказал ты и сел за рабочее место.

«Куда же я попал, что происходит и сколько будут мне платить?» — вопросы, которые не давали тебе покоя. Ты заходишь в Гугл и начинаешь искать.

История браузера 1

Вопрос Ссылка
Что такое управление продуктами? ----
Управление проектами или управление продуктом? ----
Какие роли и обязанности у менеджера по продукту ----
Какие ключевые навыки должны быть у менеджера по продукту ----

Ты так увлекся чтением статей, что не заметил, как к тебе подошел Павел Сергеевич и коснулся плеча. Ты вздрогнул от неожиданности, а он улыбнулся и сказал:
— Я тебя кричу-кричу, а ты всё никак не оборачиваешься, пошли в мой кабинет. После этого развернулся и пошел, напевая какую-то песню Битлз.

Делать нечего, ты встал и пошел за ним. Зайдя в кабинет, ты увидел, что ПС уже стоит около маркерной доски и стирает какие-то странные каракули. Закончив стирать, он сказал: "Садись, сейчас тебе проведу вводную лекцию".

И тут началось!

Дальше краткая выжимка ну или то, что у тебя получилось запомнить.... Я знаю, что ты знаешь, но моя душа должна успокоиться, зная что хоть что-то ты знаешь... Смотри, любой продукт проходит через следующие этапы: Исследование -> Разработка -> Выход на рынок -> Рост -> Зрелось -> Спад. Это как камень, как бы ты сильно не бросил камень, он все равно упадет, поэтому его периодически нужно ловить и снова кидать. Чем сильнее ты его кинешь, тем дольше он будет лететь. Понял?
— Да, неуверенно сказал ты, кивнув головой;

В нашем случае силой броска является хороший анализ рынка и пользователей и расчет экономики. Да... У нас, как и у других компаний, это называется Discovery. Чтобы ничего не упустить на этом этапе, мы с командами часто проводим мозговые штурмы, полезная штука. Еще важная вещь: как бы сильно ты ни старался, с первого раза идеального решения не получится, нужно итерационным путем улучшать и улучшать, в общем, step by step это называется. Все понял?

Ты снова неуверенно сказал «Да» и пошел на свое рабочее место с мыслью: «Я еще прошлую информацию не до конца изучил, а сейчас снова гуглить:(».

На этот раз история твоего браузера превратилась в нечто похожее на это: